Правила сильного договора для фитнес-клубов
Александр Вишняк, фитнес-эксперт и бизнес-консультант
Какой договор с клиентами вам нужен, чтобы защитить свой фитнес-клуб от потребительского терроризма и продуктивно работать, оставаясь в правовом поле?
Договор обязателен всегда и со всеми
Как только клиент приобретает карту или какой-то товар в клубе, он вступает с вами в гражданско-правовые отношения. Эти отношения должны закрепляться и подтверждаться договором — «соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (п 1. Ст. 420 ГК РФ).
В вашем договоре должны быть:
1. информация о правах и обязанностях, обусловленных законом;
2. границы взаимной ответственности, которая возникает при продаже клубом клиенту своих услуг.
Есть мнение, что в клубе что-то продает только менеджер отдела продаж, когда принимает деньги и выдает чек. Однако карта или абонемент на блок тренировок — это не товар, а подтверждение права пользоваться определенным набором услуг клуба в течение установленного времени. И любой сотрудник фитнес-клуба, который как-то взаимодействует с действующим членом клуба, фактически является продавцом услуг.
Каким должен быть договор
Сильный, юридически значимый договор всегда соответствует нескольким правилам:
Содержит все договоренности о взаимных правах и обязательствах.
Чем лучше и подробнее прописано взаимодействие клуба и клиента в договоре, тем проще работать. Понятие свободы договора (Ст. 421 ГК РФ) позволяет вносить в него условия, как имеющиеся, так и отсутствующие в законодательстве. Договор может быть смешанным — то есть включать элементы разных предусмотренных законом договоров.
Это значит, что если в законе и других правовых актах нет предписания, касающегося того или иного пункта вашего договора (делать так, и никак иначе), можно определять условия на свое усмотрение. Главное, чтобы ни один пункт договора не противоречил законодательству, и клиент с ними согласился.
Соответствует законодательству во всех пунктах
Причем без изъятий и исключений. Если хотя бы один пункт противоречит закону, документ признается юридически ничтожным. Такой договор ставит клуб в уязвимое положение, когда клиент идет в суд. И не позволяет привлечь клиента к ответственности за нарушение условий договора, ведь то, что незаконно, нельзя нарушить по определению.
За использование не соответствующих законодательству документов компании штрафуют. А если это привело к серьезным последствиям (например, клиент подал иск об ущемлении своих прав), придется доказывать, что это ошибка, а не намеренное нарушение закона.
Подписан обеими сторонами
Если хотя бы одной подписи не хватает, суд признает документ незаключеным.
От имени юрлица договор подписывает тот, кто по учредительным документам имеет на это право. Обычно это директор или гендиректор. Его полномочия заключать договоры от имени компании считаются уставными.
Наемные сотрудники — заместитель руководителя и линейные менеджеры — тоже могут подписывать договоры с клиентами, но только по доверенности с печатью (выдается не от имени руководителя, а от юрлица). Приказом назначить подписантов нельзя, это внутренний распорядительный документ, который не распространяется на гражданско-правовые отношения клуба с клиентами.
В уставе стоит перечислить категории документов, которые вправе подписывать наемные сотрудники. Однако кто бы ни подписал договор с клиентом, обязанности перед ним всегда исполняет руководитель организации.
фитнес-клубом в один клик
Узнать больше об Александре Вишняке и управлении фитнес-клубом можно здесь.
Узнайте больше об оптимизации бизнес-процессов Вашего фитнес-клуба вместе с CRM 1С:Фитнес клуб! Оставьте заявку, и наши менеджеры свяжутся с Вами для бесплатной консультации.
фитнес-услуг России за 2024 год